О книге Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» написано масса исследований но, тем не менее, однозначного ответа нет и скрытые в книге тайны и аллюзии продолжают привлекать внимание.
Одним из таинственных моментов книги являются отношения между Воландом и Иешуа Га Ноцри. Как охарактеризовать эти отношения? Они явно не вписываются в шаблон предлагаемый церковью для Христа и Дьявола. Поведения врага рода человеческого, как представляет его себе церковь, не имеет ничего общего с тем как ведёт себя Воланд. Собственно Воланд нигде не называет себя ни Дияволом ни Падшим ангелом, ни Люцифером. Он называет себя просто – Я, также соглашается что он “пожалуй, немец”, и уверенно определяет себя как историк.
Мастер и маргарита by wizardcenter
Присушавшись, как председатель Моссолита Берлиоз доказывает поэту Бездомному что Иисуса Христа не было никогда, Волад включается в разговор. Казалось бы в интересах врага рода человеческого сделать так, что бы люди забыли о Спасителе, верили бы что его не было никогда, но Волад почему-то доказывает обратное. Почему ему так важно, что бы люди верили? Верили даже не в бога или дьявола, а историю о Иешуа. Дальше речь заходит и о боге, доказательствах его существования, которых, как известно, есть ровно пять. Но о боге или дьяволе Воланд говорит как-то сухо, теоретически, рассуждая в категориях архетипов и принципов. А вот судьба человека Иешуа его действительно волнует. Рассказывая историю об Иешца Воланд без злорадства, как, по мнению церкви должен был бы говорить дьявол, а с сожалением и даже, может быть, раскаянием. В одноимённом фильме Олегу Басилашвили удалось передать чувства, которые должен был бы испытывать Воланд: он бы многое отдал за то, что бы эта история сложилась по-другому.
Эта книга позволяет задуматься над многими вещами и в частности над такими вопросами. Но ответов в ней, конечно нет. Если Михаил Булгаков и знал что-то такое, то не стремился делиться этим со всеми. Может быть, он оставил какие-то намёки, а может быть всё это беспочвенные фантазии. Но что-то подобное можно найти и у других авторов.
И вот что получается.
Вся религия держится на вере в то, что бог существует в интересах людей. Что бог создал этот мир для людей, что судьба каждого человека не безразлична, и каждому бог гарантирует награду за выполнение определённых соглашений. Но что если бог создал мир в каких-то своих интересах, а интересы человека совсем в другие?
Жила была себе астральная сущность, горя не знала, смерти, страданий, страстей. Тут появился какой-то бог и, преследуя какие-то свои интересы, создал материальный мир и заключил астральное существо в телесную оболочку. Тем самым заставив страдать и мучиться, искать путь к освобождению и надеяться на возвращение в прежнюю форму существования.
Рассуждая дальше можно предположить, что бог создал этот мир не ради того что бы люди в муках и страданиях искали выход, а что бы в этом мире могла воплотиться его сущность, которая могла бы существовать. И эту сущность христиане называют Сыном. Вот такой подарочек хотел сделать Папа-Бог своему Богу-Сыну. На тебе сынок Вселенную и будь ты тут царём.
Но как часто бывает и в жизни людей, родители готовят детям одну судьбу, а дети, вырастая, делают всё по-своему. Так и Бог-Сын не захотел быть царём среди заключённых в бренную плоть астральных сущностей и решил дать им путь освобождения от страданий материального мира, научить как вернуться в свою первозданную форму бытия. Ну а что получилось из всего этого, рассказывают Евангелие или из Михаил Булгаков. А почему бы и нет?
Вот тогда становится понятно отношение Воланда как к Иешуа Га-Ноцри и к людям вообще. Он старался, создавал этот огромный и прекрасный мир, хотел его преподнести в подарок самому дорогому сыну. Но подарок был отвергнут. И сын его вместо того что бы стать царём царей спутался с дурной компанией и выбрал мученическую смерть