Один человек посмотрит на картину Анри Матисса «Лодка» и не поймёт что в ней такого. А другой заплатит очень много денег за право обладать этим произведением искусства. Почему так происходит, и как определить, что является искусством, а что нет?
Такой критерий есть и этот критерий точный, авторитетный и непререкаемый. Это человек.
Каждый человек сам себе критерий искусства. Никто кроме него не знает, что можно считать искусством, а что нет. Один человек воспринимает мир не так как другой. Точнее каждый человек в процессе восприятия формирует свой собственный мир. И никто другой кроме него самого не может решить что он будет считать искусством, а что нет. Но как такое получается? Иными словами: от куда человек знает, что можно считать искусством? И никто не сможет убедить назвать произведением искусства то, что мы таковым не считаем. Даже если кто-то платит за это большие деньги. В таком случаем можно посмеяться: тратить деньги на такое! Были бы у нас лишние деньги, уж мы бы купили настоящие произведения искусства!
Есть неосознанный механизм, который формируется всю жизнь, начиная с раннего детства, а может быть ещё раньше, благодаря которому мы можем решать, что для нас является искусством, а что нет.
Настоящее искусство нам может нравиться или нет, может восхищать или вызывать отвращение, но не оставлять равнодушным. Это искусство. Искусство - это форма насилия над нами. Идя в театр, кино или на выставку мы не даём осознанное согласие на то, какое воздействие окажет на нас то, что мы там переживём. Как получается, что нас заставляют плакать, смеяться, сопереживать, испытывать чувства, которые нам навязывают. Совершенно неизвестные люди заставляют нас сочувствовать им или ненавидеть, любить или восхищаться. Как мы проникаемся грустью или восторгом, даже не замечая, как внешнее воздействие вызывает у нас чувства? Наши чувства. Сознательно мы не давали согласия на то, что насильно у нас вызовут какие-то чувства. Хотя умом мы понимаем, что это не более чем игра, но сердцем чувствуем всю глубину жизни.
Но самое интересное впереди! Однажды испытав подобные переживания мы не можем избавиться от них навсегда. Можно забыть детали, можно переосмыслить, но пережив это мы сделались другими. Подвергшись насилию со стороны искусства мы вырабатываем новые механизмы восприятия и оценки. Мы не осознаём это, но наш собственный мир становится другим.
Получается, что насилие формирует то, что называют целостная личность.