Если вы не читали «Шлем Ужаса» Виктора Пелевина – прочитайте, и напишите свою версию расшифровки кода. До тех пор, пока вы этого не сделали, не читайте того, что написано дальше!
Я прочитал этот рассказ дважды. Второй раз читал с листочком и карандашом, записывая интересные моменты и возникающие вопросы. Некоторые из этих записей помогут в расшифровке кода, другие интересны сами по себе, а некоторые полностью бесполезны. Список вопросов можно найти тут.
Настоятельно рекомендую вам всё же прочитать «Шлем Ужаса» если вы ещё не прочитали его. Может быть у вас появятся свои вопросы или вы будете знать ответы на некоторые из тех, которые появились у меня. И может быть у вас будет своя версия расшифровки. Или не будет никакой. Что тоже вариант.
Я вас предупреждал!
Всё, что написано ниже не имеет никакой ценности, так как моё осознание нельзя передать с помощью текста. Можно придумать такой текст, который приведёт к осознанию чего-то, что у каждого своё и бесполезно, или даже вообще непонятно, для других. Не буду вас пугать, но если вы читаете это Шлем Ужаса вам уже не снять.
Осознание первое: жизнь – это лабиринт. Он может быть любым: запутанными дебрями, красивым парком, фанерным домом, храмом, который построил Господь во славу свою, подземной канализацией или воздушным замком. Главное, что выхода нет. Люди думают, что обладают свободой в той или иной степени, но это свобода внутри лабиринта. Из лабиринта нет выхода просто потому, что за его пределами просто ничего не существует. Какое бы мы не выбрали жизненное кредо от стоицизма до нигилизма, от классицизма до постмодернизма – это только способ блуждания в лабиринте.
Но на самом деле выход есть. Или, скажем иначе – нет никакого лабиринта.
Но вернёмся к самому началу. Кто такой Минотавр, на ком Шлем Ужаса, и главное где Тесей (или Тезей)?
Вспомним, что книга написана в виде стенограммы разговора неких персонажей названных вымышленными именами. В определённом месте все участники диалога образуют слово MINOTAUR из первых букв своих псевдонимов. Ещё раньше высказывается предположение, что они есть частями Шлема Ужаса. И всё время они подозревают, что кто-то из них Минотавр, а кто-то, возможно, Тезей. Ещё одним из важных моментов является то, что они существуют не все сразу – текст, печатаемый одним, сменят напечатанный другим. Но есть и ещё интересный вывод из этого наблюдений: этот процесс создаёт иллюзию, что всё это происходит во времени. Один «говорит» перед другим, а третий «говорит» после второго. В данной реальности говорить значит существовать. Всё это вместе взятое и есть бытие Минотавра.
Что бы вы не думали – думаете вы в виде текста. Получается что кто-то всю жизнь читает книгу, которая кем-то непрерывно печатается в сознании. И пока он читает, он отождествляет себя с разными персонажами. Вспомним молодые годы: разве мы не искали клады вместе с Томом Сойером, разве не сражались с гвардейцами вместе с Д'Артаньяном или не искали разгадки вместе с доктором Ватсоном? Читая книгу мы переживаем вместе с героями, вместе с ними проходим по всем линиям сюжета. Одно событие сменяет другое, за поворотом судьбы – новая линия сюжета. Но разве в то же самое время книга не существует сразу вся, целиком и сразу? Мы можем начать читать с любой страницы и в любое время – текст просто есть, а время возникает когда этот текст читается.
Осознание второе: Все участники диалога, Минотавр, Минос и даже Тезей существуют в виде текста. Посмотрите на это прямо. Не вникая в хитросплетения сюжета и романтические приключения. Большую часть повествования персонажи существуют как отдельные сущности, временами они объединяются в Минотавра, Миноса, а в конце и Минозавра. Минотавр всё время прячется за буквами и словами. Но если оторваться от книги то всё это существует в виде похожего текста, который постоянно проговаривается в нашем сознании.
От куда берётся этот текст? Кто его пишет? Текст возникает примерно так: «На твоё лицо ложится нежный отблеск летнего дня …» – его генерирует Шлем Ужаса, который есть не что иное как ум Минотавра.
Другое имя Минотавра – Астериск. Так же называется звёздочка, которой в книгах обозначают сноски. Что это, как не прямое указание на то, что самое важное находится за пределами это самого текста? Подлинное имя Астрерий – это шаг ещё дальше: не просто за текст, но за книгу.
Лабиринт – место где живёт Минотавр. Где же ещё может существовать текст, как не в хитросплетениях сюжета? «Построю лабиринт, в котором смогу затеряться …» – так начинается весь этот креатифф. Вот эта самая книга и есть Лабиринт, на страницах которой прячется Минотавр. А где Тезей? Он вне книги. Он читатель. Пока он читает книгу Минотавр живёт самой настоящей жизнью. В книге есть всё: и добро и зло, и правое и левое, хорошее и плохое, и даже сама книга и даже минотавр который читает книгу о том что он читает книгу. И даже дискурс тоже в книге.
Теперь самое интересное, ради чего всё это затевалось. В своей жизни читая книгу мы можем оторваться от сюжета и поднять глаза, посмотреть на мир вне повествования. Даже если сюжет захватывающий и автор – гений. Ну вот теперь и сделайте это!
Супер!!!
ОтветитьУдалить"Шлем" - классная вещь, а Пелевин - гений. :)
Признаюсь, что когда я прочел "Шлем" в первый раз, я не понял ничего. Ощущалось только
какое-то смутное чувство "Матрицы". :)
А потом я повнимательней вчитался в то место, где персонажи спорят, кто же все выболтал, Ариадна или Sliff, и перечитал то, что они собственно говорят (Ариадна образно, Sliff прямым текстом)и все(или не все?) понял.
«Построю лабиринт, в котором смогу затеряться с тем, кто захочет меня найти»
мое мнение: это сказал Автор (он же MINOS, он же "папа" Минотавра) Читателю (он же Тесей) о своей книге (она же Лабиринт).
Это как раз то, о чем ты пишешь. Читая книгу, читатель погружается в ее мир (надевает на себя Шлем Ужоса, собственно ведь книга так и называется) и становится ее частью.
Таким образом, "Шлем Ужаса" - аллегорическая книга о процессе чтения книги. Демонстрация этого процесса происходит внутри самого этого процесса на примере Sliff'a.
Sliff - это читатель, изначально стоящий по другую сторону лабиринта. (ведь он не входит в состав MINOTAURа)
Он прямым текстом говорит, что он -Тесей, и что реален только он, а остальные - "жывотные".
Но в конце Sliff становится частью книги (на самом деле для нас он являлся ей с самого начала) и MINOTAUR становится MINOSAUR'ом.
С каждым новым читателем, книга приобретает все больше форм и смыслов. Все мы строим этот Лабиринт.
Забавно место, где Sliff сравнивает Тесея с бензином для машины по имени Минотавр. (не с водителем, а именно с бензином!) И ведь правда, книга, без читателя не существует!
А еще, когда Monstradamus начинает понимать, что на самом деле происходит, Sliff говорит: "плюс один, ты - Тесей!"
т.е. Тесей - тот, кто осознал замысел Автора; понял, что смысл (астериск)этой книги (Лабиринта? Жизни?) находится за ее пределами.
В этом плане мы с тобой Тесеи: ты и я! ;-)
Спасибо Michael за совет.
ОтветитьУдалитьYou are the best!
Да-да, Витгенштейн так и писал в "Филосовских исследованиях":
ОтветитьУдалить"Наш язык можно рассматривать как старинный город: лабиринт маленьких улочек и площадей, старых и новых домов, домов с пристройками разных эпох; и все это окружено множеством новых районов с прямыми улицами регулярной планировки и стандартными домами ...
Представить себе какой нибудь язык - значит представить некоторую форму жизни".
Кхе-хе...
И конечно же, самое главное - вне "плана выражения".
И от поиска самого главного в дискурсе поэтому "тошнить нах".
Да-да, Витгенштейн писал в "Философских исследованиях": "Наш язык можно рассматривать как
ОтветитьУдалитьстаринный город: лабиринт маленьких улочек и площадей, старых и новых домов, домов с пристройками разных эпох; и все это окружено множеством новых районов с прямыми улицами регулярной планировки и стандартными домами ... Представить себе
какой-нибудь язык - значит представить некоторую форму жизни".
И, наверно, от "плана выражения" "тошнить нах" из-за поиска в тексте того, чего в нем нет. Ну, а тех кто не ищет, того и не "тошнить".
По поводу разных смыслов, мнений, интерпретаций... Они ведь возникают после прочтения, в конце? Змей - наиболее часто встречающийся образ Хаоса во мнооогих мифологиях.
(счет)
Главное - вовремя остановиться!
ОтветитьУдалитьА ещё один Минотавр - Омега из Доктора Кто. У него на башке маска, и живет он в мире, который сам создал. Вот только когда снял один раз маску, под ней ничего не оказалось. Омега немного расстроился и покрушил всё, что создал (The Three Doctors)
ОтветитьУдалитьОтличная книга.
ОтветитьУдалитьвесь её смысл это осмысление смысла который появляеться во время прочтения книги, которая заправлена всякими историческими излишествами и очень тонкими намёками на суть бытия процесса прочтения книги. ВСЕМ читать и осмыслять до осинения ! совершенно не возьму в толк как можно было на заказ написать такой шедевр исскуства !
Да, не плохая книжеща! Главное, не заморачиваться. P.S: подумай о ффремени!!
ОтветитьУдалитьТолько сегодня наконец понял о чем это. Об уме. Причем я совершенно четко увидел именно описанный Пелевиным механизм, так все и есть, как он написал - я аж ахренел. Респект Пелевину.
ОтветитьУдалитьСпасибо Пелевину за гимнастику ума: читала паралелльно с сыном (первокурсником), он - дочитал, и возник вопрос расшифровки, отложила чтение по причине занятости (Empire V тоже ждет пока..), но зато попала здесь на расшифровку. Все классно, сложно и увлекательно! Отдельное спасибо Oz - у, удачи!
ОтветитьУдалитьСтудент:
ОтветитьУдалить- Профессор, мне кажется, что я не существую.
- Кому кажется?
Здравствуйте, Michael!
Благодарю Вас за личное приглашение к участию в обсуждении. Начнём.
Вопрос первый: КТО блуждает в лабиринте жизни? Я. Но кто произносит "Я"? Ingwar? Но это всего лишь ник в Инфернете. Иван Петров? Это такой же ник в Матрице.
Кто-то отождествляет себя со своим телом. Но тело МОЁ. Т.е. оно принадлежит мне. КОМУ оно принадлежит? Кто-то отождествляет себя с вещами, которыми владеет. Видел наружку, рекламу джинсов: "Ты есть то, что ты носишь".
Сёстры Брахмы говорят: "Я - душа, точка света живущая в теле посредине лба". Тело же они считают костюмом или машиной, в которой едет водитель - я.
В буддизме я - это некий поток свершения, который содержит и весь образ мира, предстающий перед сознанием, включая и воспринимаемых других я. Другое я содержит в себе другой образ мира. При этом и мир, и я являются иллюзиями.
То есть, мы не можем дать единое определение субъекта восприятия. Поэтому вопрос о том, КТО блуждает по лабиринту Ingwar оставляет открытым.
Вопрос второй: что я воспринимаю, как "реальный" мир? В мои глаза попадает то, что учитель физики назвал световым потоком. В рот и нос попадает то, что мама когда-то назвала едой и запахами. В уши нечто, названное кем-то звуковыми колебаниями. На кожу то, что называют прикосновениями, теплом, холодом. Всё это превращается в то, что называют электрическими импульсами, которые бегут по проводам, которые кто-то назвал нервами в компьютер, называемый мозгом. Туда же поступают импульсы от самого организма. В компьютере незаметно для меня работает уйма программ, которые по некоему кем-то заданному алгоритму из всего потока нейроимпульсов строят комплексную картинку "внешнего" и "внутреннего" мира. Где находится тот монитор, на котором строится картинка - ХЗ. Но я эту картинку воспринимаю и ТОЛЬКО на её основе делаю выводы: тепло, солнечно, пучит, ташнить, голова болит - песдеzz.
Иного пути познать мир и себя иначе, чем через этот "экран монитора" нету. Если бы параметры входных каналов были иными, то иной была бы и картинка мира. Ну, если бы проходил инфракрасный, ультрафиолет и радиоволны, локатор был бы, как у дельфинов или летучих мышей, внутренние импульсы рисовали бы структуру больного органа и т.д.
Т.е. существует некое кино, которое неизвестно кто показывает и неизвестно кто смотрит. Что и пытается в очередной раз объяснить нам Виктор Пелевин.
ЭЭЭ си тун ЭКЗИСТЕПА!!!
ОтветитьУдалитьвот уж провдо песдеzz нихрена не понял из книги, видимо я дураг(((
ОтветитьУдалитьЯ за все ваши книги!Мене 42 читаю с пяти лет но это что-то очень интересное очень очень у меня племянник, ему 18 только вас читает, хоть я его и не грузил.
ОтветитьУдалитьMinotaure! Minotaure, c’est toi!! Tu es Minotaure!!!
ОтветитьУдалитьКогда читаю этот тред, такое ощущение, что это продолжение книги...
ОтветитьУдалитьСпасибо!
ОтветитьУдалитьбыло то самое ощущение, что вот-вот поймешь, но смысл ускользает...
теперь поняла.......класс.
я)
я диплом по "Шлему" пишу!!!! ААААААААААААААААА
ОтветитьУдалитьзастрелиться, оставив чистый лист вместо записки, грезить вечно, искатьреальность, ползти на коленях, любить и куда же?, боятся и... ... и соскочить с нити. навсегда.
ОтветитьУдалитьПотерялся в ваших коментариях. Хотел написать что-то и написал чушь, но вытирать уже поздно - читайте далее и.. ... стоит ли одно другого.
Нужен ли этот вопрос вообще?
Мдя, видимо, я тоже дураг..
ОтветитьУдалить