Код Пелевина – расшифровка «Шлема Ужаса»

Image found beksinski.dmochowskigallery.net

Если вы не читали «Шлем Ужаса» Виктора Пелевина – прочитайте, и напишите свою версию расшифровки кода. До тех пор, пока вы этого не сделали, не читайте того, что написано дальше!

Я прочитал этот рассказ дважды. Второй раз читал с листочком и карандашом, записывая интересные моменты и возникающие вопросы. Некоторые из этих записей помогут в расшифровке кода, другие интересны сами по себе, а некоторые полностью бесполезны. Список вопросов можно найти тут.

Настоятельно рекомендую вам всё же прочитать «Шлем Ужаса» если вы ещё не прочитали его. Может быть у вас появятся свои вопросы или вы будете знать ответы на некоторые из тех, которые появились у меня. И может быть у вас будет своя версия расшифровки. Или не будет никакой. Что тоже вариант. more

20 комментариев:

  1. Анонимный30 марта, 2006

    Супер!!!
    "Шлем" - классная вещь, а Пелевин - гений. :)

    Признаюсь, что когда я прочел "Шлем" в первый раз, я не понял ничего. Ощущалось только
    какое-то смутное чувство "Матрицы". :)

    А потом я повнимательней вчитался в то место, где персонажи спорят, кто же все выболтал, Ариадна или Sliff, и перечитал то, что они собственно говорят (Ариадна образно, Sliff прямым текстом)и все(или не все?) понял.

    «Построю лабиринт, в котором смогу затеряться с тем, кто захочет меня найти»
    мое мнение: это сказал Автор (он же MINOS, он же "папа" Минотавра) Читателю (он же Тесей) о своей книге (она же Лабиринт).

    Это как раз то, о чем ты пишешь. Читая книгу, читатель погружается в ее мир (надевает на себя Шлем Ужоса, собственно ведь книга так и называется) и становится ее частью.

    Таким образом, "Шлем Ужаса" - аллегорическая книга о процессе чтения книги. Демонстрация этого процесса происходит внутри самого этого процесса на примере Sliff'a.

    Sliff - это читатель, изначально стоящий по другую сторону лабиринта. (ведь он не входит в состав MINOTAURа)
    Он прямым текстом говорит, что он -Тесей, и что реален только он, а остальные - "жывотные".

    Но в конце Sliff становится частью книги (на самом деле для нас он являлся ей с самого начала) и MINOTAUR становится MINOSAUR'ом.

    С каждым новым читателем, книга приобретает все больше форм и смыслов. Все мы строим этот Лабиринт.

    Забавно место, где Sliff сравнивает Тесея с бензином для машины по имени Минотавр. (не с водителем, а именно с бензином!) И ведь правда, книга, без читателя не существует!

    А еще, когда Monstradamus начинает понимать, что на самом деле происходит, Sliff говорит: "плюс один, ты - Тесей!"
    т.е. Тесей - тот, кто осознал замысел Автора; понял, что смысл (астериск)этой книги (Лабиринта? Жизни?) находится за ее пределами.
    В этом плане мы с тобой Тесеи: ты и я! ;-)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо Michael за совет.

    You are the best!

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный06 мая, 2006

    Да-да, Витгенштейн так и писал в "Филосовских исследованиях":
    "Наш язык можно рассматривать как старинный город: лабиринт маленьких улочек и площадей, старых и новых домов, домов с пристройками разных эпох; и все это окружено множеством новых районов с прямыми улицами регулярной планировки и стандартными домами ...
    Представить себе какой нибудь язык - значит представить некоторую форму жизни".
    Кхе-хе...
    И конечно же, самое главное - вне "плана выражения".
    И от поиска самого главного в дискурсе поэтому "тошнить нах".

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный06 мая, 2006

    Да-да, Витгенштейн писал в "Философских исследованиях": "Наш язык можно рассматривать как
    старинный город: лабиринт маленьких улочек и площадей, старых и новых домов, домов с пристройками разных эпох; и все это окружено множеством новых районов с прямыми улицами регулярной планировки и стандартными домами ... Представить себе
    какой-нибудь язык - значит представить некоторую форму жизни".

    И, наверно, от "плана выражения" "тошнить нах" из-за поиска в тексте того, чего в нем нет. Ну, а тех кто не ищет, того и не "тошнить".

    По поводу разных смыслов, мнений, интерпретаций... Они ведь возникают после прочтения, в конце? Змей - наиболее часто встречающийся образ Хаоса во мнооогих мифологиях.

    (счет)

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный06 мая, 2006

    Главное - вовремя остановиться!

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный26 декабря, 2006

    А ещё один Минотавр - Омега из Доктора Кто. У него на башке маска, и живет он в мире, который сам создал. Вот только когда снял один раз маску, под ней ничего не оказалось. Омега немного расстроился и покрушил всё, что создал (The Three Doctors)

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный09 сентября, 2007

    Отличная книга.

    весь её смысл это осмысление смысла который появляеться во время прочтения книги, которая заправлена всякими историческими излишествами и очень тонкими намёками на суть бытия процесса прочтения книги. ВСЕМ читать и осмыслять до осинения ! совершенно не возьму в толк как можно было на заказ написать такой шедевр исскуства !

    ОтветитьУдалить
  8. Анонимный29 сентября, 2007

    Да, не плохая книжеща! Главное, не заморачиваться. P.S: подумай о ффремени!!

    ОтветитьУдалить
  9. Анонимный04 ноября, 2007

    Только сегодня наконец понял о чем это. Об уме. Причем я совершенно четко увидел именно описанный Пелевиным механизм, так все и есть, как он написал - я аж ахренел. Респект Пелевину.

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимный09 января, 2008

    Спасибо Пелевину за гимнастику ума: читала паралелльно с сыном (первокурсником), он - дочитал, и возник вопрос расшифровки, отложила чтение по причине занятости (Empire V тоже ждет пока..), но зато попала здесь на расшифровку. Все классно, сложно и увлекательно! Отдельное спасибо Oz - у, удачи!

    ОтветитьУдалить
  11. Анонимный27 января, 2008

    Студент:
    - Профессор, мне кажется, что я не существую.
    - Кому кажется?


    Здравствуйте, Michael!
    Благодарю Вас за личное приглашение к участию в обсуждении. Начнём.

    Вопрос первый: КТО блуждает в лабиринте жизни? Я. Но кто произносит "Я"? Ingwar? Но это всего лишь ник в Инфернете. Иван Петров? Это такой же ник в Матрице.

    Кто-то отождествляет себя со своим телом. Но тело МОЁ. Т.е. оно принадлежит мне. КОМУ оно принадлежит? Кто-то отождествляет себя с вещами, которыми владеет. Видел наружку, рекламу джинсов: "Ты есть то, что ты носишь".

    Сёстры Брахмы говорят: "Я - душа, точка света живущая в теле посредине лба". Тело же они считают костюмом или машиной, в которой едет водитель - я.

    В буддизме я - это некий поток свершения, который содержит и весь образ мира, предстающий перед сознанием, включая и воспринимаемых других я. Другое я содержит в себе другой образ мира. При этом и мир, и я являются иллюзиями.

    То есть, мы не можем дать единое определение субъекта восприятия. Поэтому вопрос о том, КТО блуждает по лабиринту Ingwar оставляет открытым.

    Вопрос второй: что я воспринимаю, как "реальный" мир? В мои глаза попадает то, что учитель физики назвал световым потоком. В рот и нос попадает то, что мама когда-то назвала едой и запахами. В уши нечто, названное кем-то звуковыми колебаниями. На кожу то, что называют прикосновениями, теплом, холодом. Всё это превращается в то, что называют электрическими импульсами, которые бегут по проводам, которые кто-то назвал нервами в компьютер, называемый мозгом. Туда же поступают импульсы от самого организма. В компьютере незаметно для меня работает уйма программ, которые по некоему кем-то заданному алгоритму из всего потока нейроимпульсов строят комплексную картинку "внешнего" и "внутреннего" мира. Где находится тот монитор, на котором строится картинка - ХЗ. Но я эту картинку воспринимаю и ТОЛЬКО на её основе делаю выводы: тепло, солнечно, пучит, ташнить, голова болит - песдеzz.

    Иного пути познать мир и себя иначе, чем через этот "экран монитора" нету. Если бы параметры входных каналов были иными, то иной была бы и картинка мира. Ну, если бы проходил инфракрасный, ультрафиолет и радиоволны, локатор был бы, как у дельфинов или летучих мышей, внутренние импульсы рисовали бы структуру больного органа и т.д.

    Т.е. существует некое кино, которое неизвестно кто показывает и неизвестно кто смотрит. Что и пытается в очередной раз объяснить нам Виктор Пелевин.

    ОтветитьУдалить
  12. Анонимный21 сентября, 2008

    ЭЭЭ си тун ЭКЗИСТЕПА!!!

    ОтветитьУдалить
  13. Анонимный02 декабря, 2008

    вот уж провдо песдеzz нихрена не понял из книги, видимо я дураг(((

    ОтветитьУдалить
  14. Анонимный19 февраля, 2009

    Я за все ваши книги!Мене 42 читаю с пяти лет но это что-то очень интересное очень очень у меня племянник, ему 18 только вас читает, хоть я его и не грузил.

    ОтветитьУдалить
  15. Анонимный04 марта, 2009

    Minotaure! Minotaure, c’est toi!! Tu es Minotaure!!!

    ОтветитьУдалить
  16. Анонимный01 мая, 2009

    Когда читаю этот тред, такое ощущение, что это продолжение книги...

    ОтветитьУдалить
  17. Анонимный05 мая, 2009

    Спасибо!
    было то самое ощущение, что вот-вот поймешь, но смысл ускользает...
    теперь поняла.......класс.

    я)

    ОтветитьУдалить
  18. Анонимный15 июня, 2009

    я диплом по "Шлему" пишу!!!! ААААААААААААААААА

    ОтветитьУдалить
  19. Анонимный14 июля, 2009

    застрелиться, оставив чистый лист вместо записки, грезить вечно, искатьреальность, ползти на коленях, любить и куда же?, боятся и... ... и соскочить с нити. навсегда.
    Потерялся в ваших коментариях. Хотел написать что-то и написал чушь, но вытирать уже поздно - читайте далее и.. ... стоит ли одно другого.
    Нужен ли этот вопрос вообще?

    ОтветитьУдалить
  20. Анонимный16 июля, 2009

    Мдя, видимо, я тоже дураг..

    ОтветитьУдалить

Related Posts with Thumbnails