... или о мастерках и маргаритках.
Прочитал я роман Булгакова Мастер и Маргарита уже давно. Читал я его ради интереса и получил удовольствие. Роман замечательный, интересный, да и писать Булгаков умеет так, что словно и не читаешь, а смотришь или даже присутствуешь где-то рядом с событиями, о которых он пишет. Посмотрел и фильм, о котором сейчас так много говорят. Фильм, на мой взгляд, вышел не плохой, даже очень хороший, тем более как для первой экранизации. Актёры подобраны незаурядные. Может быть читая роман персонажи представляются не так, как они получились в фильме, но это обычное явление для экранизации любой книги. Но не об этом речь.
Действующие лица романа имеют некоторое сходство с библейскими персонажами – Понтий Пилат назван явно, остальные имена искажены. Есть в романе и некие демоны во главе с самим ... Однако в романе нет явного указания на то, что Воланд и есть Сатана или Диявол, однако он упорно ассоциируется с Повелителем Ада и самим Люцефером, но экстраполяция читателей на некоторые детали, характерные для этого действующего лица. Но главный вопрос, который мучает читателей: где же Добро? Почему оно не побеждает как и должно быть? Или может быть роман не закончен? - скорей всего именно так – утешают себя читатели. Роман оставляет читателя в мире, где все странные события, вызванные появлением Воланда и его свиты, объяснены действием шайки гипнотизёров, и окончательно восторжествовала единственно правильная – потому что она верная – материалистическая доктрина общечеловеческих ценностей. Мастер попадает в некий дом в чудесном саду, где он будет коротать вечность, принимая в гости интересных ему людей. Маргарита обречена на это же не очень весёлое общество. Конец романа явно не такой, какой бы хотелось видеть большинству читателей.
И главное – Воланд представляется более позитивным персонажем чем сам Иешуа! И свита Воланда более симпатична, чем Левий Матвей, который и при жизни ни на что не решился и после не выглядел счастливым. И даже Понтий Пилат вызывает жалость. Хотя исторически доказано, что римляне казнили иудеев десятками: в те дни находилось множество противников римского господства и выступления против власти Рима были частым делом, как и казни. Так где же Добро, а где Зло?
Но Добро и Зло не более чем стереотипы навязанные людям чуждым им разумом. В романе Воланд намекает, что вот Свет и Тень суть явления одного процесса. Нет одного без другого. Эта идея очень древняя, но не всеми и не до конца осмысленная.
Христианская доктрина приписывает Богу бесконечную Доброту, в то время как Дьяволу, он же Падший Архангел, характерно бесконечное Зло. Но та де самая христианская доктрина настаивает на том, что Бог в бесконечной своей доброте послал на землю своего единственного сына в качестве жертвы для мученической смерти. Бог такой всемогущий, что не мог иначе спасти род людской (после собственного же проклятия) кроме как в вечной своей Доброте и Свете принести в жертву своего сына. На самом деле, если Бог всемогущий, то он должен быть в такой же мере добрым как и злым – это логически следует из определения всемогущества. Каково истинное лицо Бога?
А что если Булгакову открылось это лицо? Воланд ни какой не Диявол, а Бог-отец, Создатель вселенных, Бесконечно справедливый,
наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода
и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои
То, что Бог хочет роду человеческому только Добра, не более чем пожелание некоторых представителей это самого рода.
Что бы там не думал Булгаков о Добре, Зле, Свете и Тьме, когда писал свой роман, роман сам по себе достаточен и не нуждается в дополнительных пояснениях. Но что может быть полезно нам, так это переосмыслить свои собственные ценности, и для начала поставить вопрос: а действительно ли эти ценности наши
Воланд как раз воздает каждому по заслугам именно что. Павший ангел, сохранивший в себе самое лучшее и сумевший не культивировать жестокость...
ОтветитьУдалитьФинал...А каким должен быть путь тех, кто не пошел путем Света и не стал играть по его правилам? Чем не оптимальное решение - Покой?
Согласна с Лири.... для меня тоже финал был закономерен... Причем - для всех героев...
ОтветитьУдалитьТут опять же - дуальность мира... не черное и белое - а оттенки серого... очень мастерски и тонко показанные...
вот только Басилашвили как Воланд...простите - фу... не хватает... демоничности... Гафта бы туда... имхо - не потянул...
Респект! Естественно, люая религия (как идеология вообще) в первую очередь нацелена на толпу... на "среднее" - тут выбора нет - приходится делать "адекватное"...
ОтветитьУдалитьБрауна и Гарри Поттера - не рассматриваю вообще, для меня это сугубо развлекательное чтиво - для метро или ванны, когда нужно выключить голову (если даже моих поверхностных знаний в областях книг Брауна хватает, чтобы смеятья над явными ошибками), да и для меня - даже в Дозорах Лукьяненко идеи и философии - больше...
Восточная культура в плане философии мне ближе... но... не подходит мне, что ли... или я ей не соответствую...все-таки созерцание, мысли, время.... мне пока недоступно - я "западно" бегу изо дня в день... надеюсь, что вернусь к востоку...
Роберт, если о дозорах - поэтому и люблю эти книги - они за счет вариативности и противоречий глубже, чем кажутся...
ОтветитьУдалитьИ не так упрощены, как стандартное восприятие добра-зла
Роберт - и снова респект...
ОтветитьУдалитьИменно за это до сих пор люблю мир Толкиена - за то, что он очень хорошо показал цену альтруизма для личности...
есть этологическая теория про самопожертвование - что это, природой закрепленное свойство индивидуума связано либо с его невысокими данными (грубо говоря, собой жертвует не самая важная в группе особь), либо с большой отвественностью (кстати, не важно, от души это идет, от воспитания, или еще от чего).
А гарри Поттер... вот честно - даже задумываться не хочется... уж очень плоско там все имхо...
Кажется, это у Гете было:
ОтветитьУдалить"Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо".
Есть такоq довод, который обычно приводят атеисты: если Бог добрый, то почему в мире так много зла. И некоторые верующие считают, что все это зло на самом деле не зло, а добро, просто мы об этом не знаем (например, если бы убили Гитлера еще ребенком, то это было бы благом и т.д.). Поэтому Сатана находится в такой ситуации, что ему невозможно совершить зло.
1) o dobre i zle: "Ты должна сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать". Р.П.Уоррен "Вся королевская рать"
ОтветитьУдалить2) o bulgakove, "M&M" i kolectivnih zablugdeniyah, vse zdes`: Альфред Барков "РОМАН МИХАИЛА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА": АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ПРОЧТЕНИЕ".
3) about the movie - sucks ...
4) very sorry, but i cannot write russkimi bukofkami )))
Свет и Тьма это всего лишь две стороны одного целого.
ОтветитьУдалитьПожалуй даже не две стороны одной медали, а в зависимости от ситуации, возможно субъективное понимание отдельных моментов.
ОтветитьУдалитьВзять хотя бы, для примера, крестьянина, с тремя детьми, укравшего мешок картошки, зажиточного фермера у которого он украл, судью, дающего крестьянину вместо штрафа или условного срока - реальный срок (статья допускает), государство, которое довело крестянина до такой жизни и т.д.
Происходит подмена понятий, игра словами. А это от лукавого. Бог есть любовь. Ну давайте теперь порассуждаем, что и любовь бывает разная, что и карась любит сметану по-своему...
ОтветитьУдалить