Конечно, скажете вы, Будда уже давно дал ответ на этот вопрос. Это правда. Но если нельзя ответить правильней, то можно ответить красивей.
Однажды довелось мне посетить одно культурное мероприятие. Такого рода события называются непонятным словом перформанс. Среди разного прочего моё внимание привлекла довольно необычная инсталляция. Табличка возле неё сообщала что мы имеем дело с «одноразовым вибрационалистическим манекеном с дистанционным ликвидатором и встроенным напоминателем о смерти». Это была фигура по форме напоминающая человека сделанная из разных железячек, стекляшек, кусочков пластика, проволочек, зубчатых колёсиков, пружинок и других фрагментов индустриальной эпохи. Выглядела она весьма впечатляюще. Время от времени в той части фигуры, которая должна соответствовать голове, загоралась лампочка и раздавалось резкое, но не громкое гудение. Иногда это сопровождалось дрожью, волной проходящей по всей фигуре, как будто кто-то изнутри дёргал за каждую детальку и они при этом еле слышно позвякивали.
Стоящий рядом с этой инсталляцией человек, по видимому автор, пытался донести до немногих интересующихся в чём же смысл этого произведения, и что он этим хотел сказать. Делал он это как-то вяло, без интереса. Видимо мало кто его понимал и он, возможно как часто бывает с непризнанными гениями, разочаровался в людях. А может у него просто болела голова.
Хотя Напоминатель был сделан из металла и мог бы так стоять очень долго, но в нём был заложен скрытый механизм, который должен был разрушить всю инсталляцию задолго до закрытия выставки. Мне было предложено убедиться в прочности выполненной из металла композиции, и в самом деле я не смог не только сломать какую-либо деталь, но даже расшатать ни одной, даже на вид самой хрупкой детали не получилось. И было совершенно не понятно как при этом они могут дрожать и позванивать. Оказывается через всю композицию проходила тонкая невидимая проволочка, которая хитрым образом удерживала все детальки в определённом порядке, так что они все вместе усиливали друг друга и делали её необычайно прочной. Где-то в недрах этой конструкции был скрыт механизм, который в скором времени должен будет перерезать эту самую проволочку. Именно о том что это скоро произойдёт и сигнализировала вспыхивающая в голове лампочка и сопровождавшее это гудение и дрожь.
Видимо изобретатель этой инсталляции был сведущ в практике восточных традиций мудрости, потому что суть Напоминателя была не в том что он делал или сделает в ближайшем будущем, а в том что он не делал. Но именно этого никто не замечал, и даже после прямо скажем прямых намёков автора инсталляции не мог понять и осмыслить.
Однако это не помешало всем собраться и посмотреть на кончину Напоминателя. Этому предшествовал раздавшийся из недр инсталляции звук похожий на пожарную сирену. А этот звук сбежались все посетители и окружили Напоминателя полукругом и с пресыщенным видом следи за тем что же должно произойти дальше. Я вдруг обратил внимание что автор покинул свое место, где находился всё это время. Поискав глазами по залу я нашёл его направляющимся к выходу. Конечно же Напоминатель уже продемонстрировал всё что должен и теперь автору больше не было что делать на выставке. Вдруг сирена смолкла. Люди затаили дыхание. В окружающей тишине Напоминатель выглядел могучим и даже страшным. На секунду все показалось, что он вот вот сойдёт со своего места, поднимет свои руки-ножницы и начнёт крушить и резать всё вокруг. Может именно по этому автор так быстро и незаметно покинул помещение? Но этого не произошло. Хотя Напоминатель и выглядел грозным – он был обречён. В окружающей тишине стало слышно как где-то внутри него работает маленький моторчик. По всей фигуре пробежала еле уловимая дрожь. Звук моторчика стих. Где-то внутри отвалилась какая-то деталька – этого не было видно, но можно было догадаться по характерному металлическому звуку. Потом отвалилась и со звоном упала на пол другая деталь, и наконец со страшным грохотом Напоминатель развалился на части.
К сожалению не сохранилось ни одной фотографии Напоминателя. Я больше не видел ни автора ни его произведений на других перформансах. Что же демонстрировал Напоминатель – не знаю, но зато я понял для чего существует боль.
А для чего тогда существует наслаждение?
ОтветитьУдалитьАх, какой полезный и поучительный экспонат! Смертные живут так, как будто смерть это не про них. Чудный 2-х мин. фильмик мне попался: родильный зал, все картинно улыбаются, подбадривают мамочку, из ее лона пулей вылетает ребеночек - в окно. И летит,летит становясь школьником - прыщавым юнцом - дядечкой - дедушкой - и с грохотом, поднимая клубы пыли - в могилу. The End. "Встроенный напоминатель" тикает ежемгновенно, мир накатывает, отзываясь болью в человеческом существе. И радостью, удовольствием, наслаждением. Почему вы все, когда говорите о Будде, всегда рассуждаете только о страдании и боли? И Он, и все древние учения - о Ра-дости. Человек, а человек, Ра, достань! А вы спросили автора, железный экспонат трясся от удовольствия или боли? Некоторые, например, мужчины умирают в процессе получения избыточной порции любви -их куцее сердце не выдерживает большего, чем они привыкли, удовольствия...
ОтветитьУдалитьПривет, Миша. Вспоминай изредка: Будда сидел и нам велел...
TV,
http://blog.meditaid.com
Классный рассказ. Наслаждение - другая сторона боли. И то и другое - функции работы тела. Наслаждение и боль - пламя жизни. Все - напоминатель, каждая секунда, каждая мелочь... Но сильные приливы наслаждения или боли напоминают особенно сильно :)
ОтветитьУдалитьА мне понравилось в книжке автора Анхель де Куртенэ или что-то в этом роде,"Схимник" называется, что живые существа -это искорки, посланные, чтобы осветить Тьму.Уверена, что за видимым концом будет продолжение. Материя не исчезает, а преобразовывается, учила нас даже партия. Так что зачем грустить по поводу разрушения? :)))
ОтветитьУдалитьИван Семеныч Буддякин, счастливо улыбаясь, спускался с пригорка и с наслаждением отпивал из свеже-откупоренной бутыки холодное пивко. Кругом деловито суетились бесчисленные насекомые и прочий пернатый зверь. Погоды стояли жаркие. Иван Семеныч, как всегда, загадочно улыбался, хитро щурил бровь и, по всему видать, знал чего-то тайное, что не для всех и не для просто-так. Ибо жил сейчас. :{)
ОтветитьУдалитьПовидал немало инсталляций и всяких прочих головоломок, беседовал с авторами и могу с уверенностью сказать, что никто кроме автора не знает точно, что та или иная инсталляция выражает.
ОтветитьУдалитьКаждый человек понимает в меру своей (испорченности?)
Боль - это напоминание ,что душа переполнена негативными эмоциями...именно от их человеку - крышка.
ОтветитьУдалитьНаблюдай себя,занимайся сим постоянно!