Ден Симмонс: Илион и Олимп

Dan Simmons: Olympos

Можно написать несколько рецензий на новеллы Дэна Симмонса из дилогии Троя: Илион и Олимп. При этом технологические аспекты представляются не самыми интересными. Хотя это, несомненно, научно-фантастическая дилогия. В полном классическом понимании. Автор пытается удерживаться в рамках некоторой картины мира, в которой, используя литературную фантазию, можно выстроить из известных ныне научных теорий и моделей. В данном случае это квантовая физика и теория множественности миров. С помощью немыслимых вероятностей судьбы вселенные будущего и прошлого оказались взаимосвязаны. Как бы действовал Одиссей в мире, отстоящем от его на тысячи лет в будущем? Как бы чувствовали себя наши современники в мире Трои? Всё это оказалось возможным благодаря изобретению квантового манипулятора вероятностями, с помощью которых удалось построить причинно-следственные связи сквозь пространство и время. Это и есть то поле на котором происходят события.

Как-то Хорхе Луис Борхес заметил, что существует всего четыре сюжета, на которые люди рассказывают истории. И один из этих сюжетов осада Города. Вот и обращаются писатели, поэты, режиссёры всех времён и народов к легендарной Трое. Но Ден Симмонс пошёл дальше всех – взял да и переделал судьбы героев! Может быть, и в самом деле Ахилл, Гектор, Елена, Агамемнон, Парис и другие не заслуживали той судьбы, о которой поведал Гомер? Может быть, та, что придумал Ден Симмонс лучше? Но главное даже не это.

Будучи по профессии учителем Ден Симмонс придумал хитрый прием, как познакомить современных людей с творчеством классиков. Если после прочтения «Гипериона» появился интерес к поэзии Китса и философии Тейяра де Шардена то главными героями этой дилогии по праву являются Гомер, Пруст, Шекспир и Браунинг. Встречаются ссылки и на Вергилия и даже на Солженицына.

Герои троянской войны показаны во всей красе. В поэмах Гомера Ахилл, Менелай, Неоптолем, Малый и Великий Аяксы, изображены героями, но на самом деле они были убийцами, разбойниками и насильниками. Война считалась почётным делом, достойным великих мужей. Но ещё и выгодным. Для тех, кто оставался жив. Победителю доставалось имущество побеждённого, не только оружие и доспехи, но и жена, дом, имущество, рабы, ...

Ожившие персонажи Шекспира ужасны и таинственны. Предполагал ли он, что обретя самосознание, всемирная паутина воплотится в Просперо. Калибан и Сетебос хотя они и ужасны, но лишены какой бы то ни было идеи, тем более той, которую иллюстрировал Браунинг. Если и есть вообще какая-либо идея в дилогии Симмонса, так только о том, что на войне человеческое тело очень легко превращается в труп.

Кроме мировой литературы дилогия раскрывает некоторые исторические факты. Например, история о том, что США когда-то воевало с Японией и за три месяца боёв за Окинаву погибло столько американских солдат, сколько за восемь лет троянской войны. Разница только в том, что погибших на Троянской войне знают поимённо. А кто помнит погибших на Окинаве? Интересная параллель.

Ариэдь и Калибан
William Bell Scott: Arial and Caliban

А ещё может быть интересно попробовать провести параллель между войной троянской и той войной, которую ведёт западное общество то ли против террористов то ли против мусульман. Эта тема несколько раз всплывает в дилогии. Причём мусульмане представлены безумными злодеями, а евреи как всегда жертвой. Уж не под впечатлением ли 11 сентября и «Бури в пустыне» писал Ден Симмонс эти новеллы. (И что интересно: многие персонажи взяты тоже из Бури, но не в пустыне, а Шекспировской.)

Но всё же главная сюжетная загадка скрывается за древним литературным мифом. Придумывает ли писатель персонажей и мир, в котором они живут, или только каким-то мистическим способом описывает то, что где-то и когда-то существует? Тем более сейчас, когда наука в лице квантовой физики признаёт возможность существования множественных вселенных, этот миф получает некую материальную основу. Возможно, что миры, о которых мы читаем, на самом деле существуют. И вот именно сейчас, в этот самый момент, Том Сойер и Гекльберри Финн поднимают парус на своём плоту и отправляются в странствование по Миссисипи, а где-то в другом мире Ассоль смотрит на возникающие из-за горизонта алые паруса. Но что будет, если появится возможность открыть дверь в эти миры, причём в обе стороны?

Related Posts with Thumbnails