Наверное большинство знакомятся с творчеством Рэя Брэдбери по его фоантастическим новеллам, возможно с даже с самого известного его романа «Fahrenheit 451». Но во всех его произведениях наука и техника ничто по сравнению человеком, его жизнью и смертью, мечтами, радостями и грустью. Весь фантастический антураж только подчёркивает, что ракеты и роботы не сделают людей счастливыми, и даже, что более вероятней, достижения науки и техники используются против людей.
Но «Вино из одуванчиков» совершенно особенное произведение. Возможно Рэй написал его что бы ещё раз пережить удивительное лето своего детства, и спасибо ему – теперь и мы можем сделать это. Здесь нет ни роботов, ни космических перелётов, ни пришельцев из иных миров. Все события происходят маленьком провинциальном городке классической Америки в первой половине двадцатого века. Городок ещё сохраняет элементы патриархального уклада, заложенного первыми поколениями переселенцев, но предвестники технического прогресса, который в ближайшем времени сметёт эту цивилизацию с лица земли, уже начинают проявляться в городе.
Главный герой – маленький мальчик, возможно сам Рэй. В самом начале повествования он вдруг осознавший, что он живой. Его охватывает такое смятение чувств, что просто дух захватывает! Кто переживал такое? Это нельзя описать словами, нельзя поделиться этим открытием с друзьями и родителями. Это должен каждый испытать сам, или продолжать существование мертворождёнными.
Летние приключения мальчишек это, как правило, индейцы и ковбои, пираты и клады. Но герой Бредбери на Том Сойер. Открытия сделанные детьми в течении лета делают их их взрослее, может быть не по годам. Так узнав о смерти старого ветерана, который ещё помнил стада бизонов на бескрайних прериях, мальчики вдруг осознают, что вместе с ним погибли и эти стада, и бескрайние прерии ушли в небытие. Всё это оживало в рассказах, которые они слушали затаив дыхание, и переносились в другое место и другое время, в другую жизнь. Больше некому своими рассказами оживлять события былых времён. Но осознав это мальчики начинают понимать, что теперь бидоны и прерии могут жить благодаря им самим. И не только они, а и старый ветеран теперь будет жить только благодаря их памяти.
Осознав в начале лета, что он живой, в начале осени приходит новое осознание. Оно не так радостно, скорее грустно, и его также нельзя передать совами. Что же это такое? Возможно осознание ответственности за свою жизнь и за всё живое.
Если отвлечься от судьбы главного героя и как мозаику собрать целостную картину происходящего, то роман это будет о том, как умирала Америка. Та самая Америка, страна без терроризма и без феминизма, без сексизма и без морализма, страна людей, а не страна денег.
Вино из одуванчиков - одно из самых светлых воспоминаний прощлого (или позапрошлого) лета. Удивительная книга :)
ОтветитьУдалитьа для меня именно эта вещь - первое разочарование в Бредбери.Мне она казалась искусственной, будто сшитой из клочков, кошмар осени - не захватывал, казался заигрыванием. а не передачей впечатлений ребенка.
ОтветитьУдалитьВообще не люблю его книги, сплетенные с Тематикой Библиотеки, в которых он довольно неуклюже выносил именно многое автобиографическое. Полет фантазии чистый - многим сильней, искоенней. самодостаточней. органичней.
если честно,то вчера я прочитала сцену расставания мальчишек..друзей
ОтветитьУдалитьи их игра в статуи..меня до истерики расстрогало.
кажется в одном из эссе, адресованом молодым писателям, Бредбери рассказывал о постоянной эмоциональной подпитке его творчества...мол, сажусь, как приперло событие, и пишу в полный рост...кто знает. нырнул видать в свое собственное озеро воспоминаний, а оно оказалось общим.
ОтветитьУдалитьмногие эту книгу любят и считают "своей". видать из того же пруда...