Все знают известную басню Крылова о слоне и Моське, но я признаюсь честно, долгое время не мог понять, что же там за мораль скрыта.
В этой истории есть один персонаж которого все помнят по имени – Моська. Слон, хоть он большой и важный своего собственного имени не имеет и для истории он так и остался персонажем второго плана. Слону как известно было всё равно от того, что Моська на него лаяла, но ему было также всё равно что другие собаки, имена которых история не сохранила, виляли хвостом заискиваясь перед сильными мира сего. Моське же удалось засветиться, попасть не только на первые полосы газет, но и остаться в истории.
Эта басня вдруг вспомнилась в связи с политической обстановкой в мире. Кто помнит имена президентов Аргентины, Бразилии, Малайзии, Тайланда, Канады, Швеции, и так далее. А кто не слышал такие имена как Кастро, Ким Чен, Чавес, или тот же Лукашенко?
Так в чём же мораль?
Согласно законам жанра басня должна высмеивать некоторый порок. Какой же порок высмеивается здесь? Тщеславие? Бахвальство? Ну а если поискать скрытый смысл?
Если уж нападать, то на сильных. И даже очень сильных. Есть вероятность, что сильные даже не заметят этих нападок и потому нападающему ничего не грозит, но зато на равных себе это произведёт впечатление. Когда Моська лаяла на слона, оно вовсе не слону хотела высказать свое отношения, а продемонстрировать другим собакам, что она смелая и сильная. И этого она добилась, собаки её стали уважать. О чём недвусмысленно дал понять Крылов:
Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!
Хоть люди и смеялись над всем этим представлением, по пальца в рот такой собаке не положат.