Интересно, что жанр дистопия появился не так давно по сравнению с утопией, традиции, которых основали ещё древние греки. И чем дальше, тем больше появляется произведений, как литературных, так и кинематографических, именно в жанре анти утопия. В то время как последней утопией была новелла Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». О чём говорит такая тенденция? Какое будущее нас ждёт?
Во многом будущее, которое описывал Олдос Хаксли в новелле «О новый дивный мир!» уже наступило.
С момента написания в 1932 году этой истории будущего прогресс ушёл далеко вперёд. Сейчас в распоряжении технологов счастья имеются много более эффективных и технологичных методов и инструментов. Но в то же время технический уровень цивилизации Дивного Нового мира не кажется ни наивным, ни устаревшим.
Сам Хаксли в предисловии к более позднему изданию писал, что несмотря на критику, связанную с тем, что многие научные открытия совершенно проигнорированы в Дивном Новом мире, он не собирается ничего менять. Так, например, в новелле совершенно не упоминается атомная физика. Ни когда речь идёт о войнах, ни о мирных технологиях. Хотя в то время подобная тематика была очень популярна, а атомная война казалось весьма вероятной. Современным читателям покажется странным отсутствие в мире будущего упоминаний о генетике, виртуальной реальности или нано-технологиях. Если следовать за развитием науки и техники пришлось бы полностью переписать новеллу. При этом весьма вероятно, что подобное переписывание превратило бы Новый Дивный мир в Матрицу.
Идея как раз в том, что показать, что при таких вот технологиях вполне возможно существование такого дивного мира. Технические детали создают особый фон, придают новелле ретро-футуристический шарм. И на этом фоне ярче проявляется главное – люди.
Люди Дивного Нового мира естественны. Мотивы их поведения понятны. Мысли и суждения их во многом близки. Не смотря на то, что они были выращены в бутылках, люди Дивного Нового мира мало чем отличаются от современников Олдоса Хаксли и даже более близки людям двадцать первого века. С последними даже больше общего. Ведь, так или иначе, но Дивный этот мир воплощается в реальность. Хотя и другими методами. Сейчас без всякой гипнопедии научили людей выражаться рекламными слоганами.
Но самое интересное, что Дивный Новый мир как внешне, так и внутренне выглядит привлекательно. Многие о такой жизни мечтают в нашем лучшем из миров. Рабочий день не более 7-8 часов при этом работа не кажется унылой, выматывающей или неинтересной. После работы доступна масса развлечений: высоко технологические спортивные игры, кинотеатры, танцплощадки. К услугам людей высоки технологии была и гигиены, достижения медицины отодвинули старость на порог смерти. А сама смерть перестала быть пугающей старухой с косой. В этом мире все счастливы. Счастье для всех или точнее всеобщее счастье – главный императив Дивного Нового мира.
Почему же тогда это анти утопия? Разве всеобщее счастье не должно быть высшей целью цивилизации? Конечно, ради всеобщего счастья надо чем-то пожертвовать. Но разве такая великая цель не стоит каких-то незначительных жертв?
Общество Дивного нового мира строго структурировано. Каждая каста выполняет свои обязанности вносит свой вклад во всеобщее счастье. Представители каждой касты сформованы как интеллектуально, так и физически. При этом получается, что чем ниже каста, тем более счастливы её представители. А вот представители самой высокой касты счастливы меньше всех, и даже наоборот вынуждены работать на счастье остальных. И только самые высшие управители оказываются в состоянии определить и сформировать это самое всеобщее счастье. Но и они не могут сделать это в полной мере, потому что и они тоже находятся внутри цивилизационной машины. А находясь внутри машины системы нельзя узнать какова её функция. Изнутри можно узнать ёё устройство, составные детали, пути подачи энергии и механизм передачи команд. Но нельзя узнать для чего же всё это существует. Люди Нового мира просто не представляют, что есть что-то ещё, что-то внешнее по отношению к их Дивному миру. Они уверены, что смысл машины цивилизации в ней самой, а счастье быть винтиками этой машины.
И это одна из главных идей новеллы. Бессмысленность и иррациональность такого общества. Каждая каста выполняет свою функцию, работу для которой она была сформована. И даже управители самого высокого ранга не более чем наёмные работники. А где же акционеры, обладатели привилегированных акций, владельцы труда и капитала? Кто имеет выгоду от всего этого круговорота машин и жизней? Их нет, как нет в этом мире смысла.
В качестве контраста в повествование введён дикий, нецивилизованный мир. С одной стороны этот мир выглядит привлекательным, но он тоже безумен, но иначе и также иррационален. Но его уроженцу, дикарю, дана возможность оценить Дивный Новый мир со стороны. Насмотревшись прелестей цивилизации дикарь делает вывод, что всеобщее счастье получилось каким-то дешёвым. И это вторая главная идея. Получившееся счастье скучно и неинтересно, хотя люди и ведут активную, разнообразную, спортивную и сексуальную жизнь. В Дивном Новом мире масса развлечений, не одна только работа на благо общества. Хотя развлечения не стихийные, а продуманные, стимулирующие потребление. Но цена счастья в Дивном Новом мире равна нулю. Но это может оценить только дикарь, родившейся и выросший в резервации-заповеднике. Для тех, кто, будучи винтиком внутри машины цивилизации, воспринимает за счастье обычную повседневную жизнь, такую же как у всех остальных, и которой нет никакой альтернативы.
Но счастье не только дешево и скучно, оно ещё и бессмысленно.
Но хотя счастье и получилось именно таким, но многие бы отдали за него всё что имеют. И что удивительно – отдают!
О Дивный Новый мир получился на удивление реалистичным, понятным, и наступление его приближается с каждым годом.
Некоторые факты о новелле Олдоса Хаксли «О дивный новый мир»
Название взято из поэмы Шекспира «Буря»:
O wonder! How many goodly creatures are there here! How beautious mankind is! O brave new world That has such people in't!
Дикарь Джон, как и сам сюжетный ход попадания «дикаря» в «цивилизованый» мир, является аллюзией на роман Вольтера «Дикарь»
Имена жителей Дивного Нового мира не имеют отцов и матерей, их имена чисто условны, и используются как идентификаторы. Все имена и фамилии взяты у известных людей: Ленин, Троцкий, Энгельс, Маркс, Гельмгольц и другие.