После того как в начала 2009 года закончился четвёртый и последний сезон сериала Боевой крейсер «Галактика» наиболее часто повторяемые зрителями мнения сводились к двум: “неужели это всё?” и “а что там с продолжением?” Все уже настолько сильно привыкли наблюдать о приключениях горстки выживших людей на бескрайних просторах космоса, что не могли согласиться с мыслью, что и этому захватывающему зрелищу наступил конец. Между тем каждая история, тем более история хорошая должна иметь конец. Бесконечные истории вроде “Santa-Barbara” или “Х-files” не содержат конструктивного момента, такого, когда зритель должен остановиться и осмыслить увиденное, перейти от созерцания за придуманными кем-то персонажами, и попытаться что-то сделать самому. На самом деле настоящее повествование должно не только развлекать, и тем более не помогать убить время, а побуждать человека изменить свою жизнь к лучшему. История о спасении горстки выживших людей, после того как вышедшие из-под контроля машины уничтожили двенадцать колоний Коболы, вполне могла бы быть именно такой.
История получила своё завершение, хотя многие фанаты хотели бы, что бы она продолжалась и продолжалась. В какой-то мере логический, в какой-то мере закономерный. Мне этот конец не нравится и вот почему. (если вы ещё не смотрели сериал до конца – пока не читайте дальше. Если не знаете стоит ли смотреть – может быть эта заметка поможет составить какое-то представление.)
Мне не нравится, как закончился этот сериал вообще и для каждого в отдельности.
Мне не нравится развязка драмы для Анастасии Дуалы. Хотя после трагической смерти Билла у неё не было счастливой любви, она всё же пыталась добиться лучшего. Наверное она сама никогда не верила что у неё что-то может получиться с Ли. Она поступала так по-человечески, так знакомо. Наверное, многие могли бы узнать себя в её образе. Хотя счастливая любовь может быть одна на всю Галактику, но всё же лейтенант Дуала заслуживала лучшего конца. По крайней мере, не такого.
Лейтенант Феликс Гайета тоже заслуживает лучшей участи. Во многих эпизодах он показал себя как честный до наивности человек, с высокими моральными требованиями. Мы увидели раскрытый образ романтика-мечтателя, может быть даже утописта, который полностью отдавался проектам, в благие намерения которых верил целиком и полностью. Может быть ему не хватало толерантности и политического прагматизма, без сомнения он был не самым худшим представителем человечества. Хотя его судьба, возможно, призвана иллюстрировать пословицу о благих намерениях, которые ведут в ад.
Том Зарек несмотря на своё криминальное прошлое подавал определённые надежды. Он был первым кто бросил вызов прогнившей политической системе Двенадцати колоний Коболы. Как в последствии оказалось была совсем не справедливой и даже бесчеловечной. Хотя внешне продолжала выглядеть демократичной. Какое-то время казалось, что Том Зарек сможет быть лидером нового типа, за которым не стоит авторитет традиций и системы, который может убедить людей делать что-то неординарное особенно в критической ситуации. Почему так не случилось? Почему вместо всего этого Том Зарек стал банальным коррупционером и кровавым заговорщиком? Попытаемся найти возможные объяснения? Как бы там ни было, мне не нравится, как создатели сериала распорядились судьбой Тома Зарека.
Я не понимаю поступка модели №3 сайлонов Д'Анна Биерс. Странно, но оказывается сайлоны склонны к фатализму и суициду. И тем более неожиданно, что совсем недавно она была очень решительным лидером, которого устраивала только победа. Её участь незавидна: остаться одной на мёртвой планете, а ведь были времена когда её занимали поистине высшие вопросы: в чём же замысел Бога, относительно сайлонов и людей? Какова цель жизни и смысл всего мироздания? Есть ли что-то по ту сторону жизни? Будь она обычным сайлоном, которые не пытались проникнуть за пределы своей программы, её поступок можно было как-то оправдать. Но разве знание о том, что случилось с Землёй, делает эти вопросы менее актуальными? Наоборот! Теперь, когда цель “земного” существования утратила смысл больше ничего не остается, как искать ответы на эти фундаментальные вопросы. Тем более жаль, что D’Anna была так близка к ответам!
Вполне предсказуемо закончила жизнь Лора Розлин. Всё время она шла к этому и, наконец, достигает конечной цели своего существования. Наверное, это был самый ожидаемый финал из всех. Финальная сцена с участием Лоры очень трогательна: актёры, сценаристы и режиссёр постарались, что бы передать нам глубину чувств. В этом плане сериал очень силён: тут есть место и актёрской игре, и красочным, динамичным спецэффектам и интригующим поворотам сценария. На протяжении всех сезонов Лора была одним из центральных персонажей, временами вызывающей сочувствие, иногда непонимания, иногда негодование. Этот образ, наверное, более чем какой либо другой, собрал себе многочисленных поклонников. Однако и для неё можно было бы придумать другой финал! Предсказание Пифии могло ведь и не сбыться. Однажды Лора была исцелена чудесным образом, почему бы такое не произошло вновь? Ведь Гера, чья кровь исцелила Розлин, была не простым ребёнком.
Командир «Галактики» адмирал Уильям Адама. Как и Роза Розлин закончил вполне предсказуемо, и не менее драматично. Так могла закончиться история Одиссея, победителя великой Трои. Только его гибель вместе с «Галактикой» в каком-нибудь последнем и решительном бою могла бы быть более эпической. После всего того, что последний капитан «Галактики» пережил вместе со своим кораблём и его экипажем, без них его жизнь всё равно, что небытие.
Самюэль Андерс, как оказалось, всю жизнь стремился к совершенству, хотел быть причастным к Идеалу. И не важно, что это выигрышный бросок мяча в игре, меткий выстрел в бою, улыбка или взгляд. Конечно, он не заслуживает такого конца. Став в какой-то мере гибридом, он как никто другой приблизился к совершенно уникальной форме существования. Можно предположить, что гибриды находились в особом состоянии. Будучи наполовину людьми, наполовину машинами они зависли между жизнью и смертью. И в этом состоянии им открывался совсем другой мир: они могли видеть сущее на всём его протяжении оттого, что для остальных воспринимается как прошлое, до того, что случится в будущем. Для их восприятия не было ни прошлого, ни будущего, но было вечное сейчас не имеющее ограничений. Чаще всего гибриды не могли ни осмыслить, ни контролировать себя в этом состоянии, поэтому воспринимались остальными как сумасшедшие. Однако Андерс, в отличии от других гибридов, имел некоторые способности, которые позволили ему с одной стороны погрузиться в этот мир, а с другой стороны не потерять свою идентичность. Для него открывались возможности стать тем, кем он всегда хотел быть. Например, находясь где-то между этим миром и всеми мирами, он мог совершить скачок в любой из них
Когда же всё закончилось для Кары Трейс так осталось неизвестно. Пожалуй, это самый загадочный персонаж. Возможно, именно она была ключевой фигурой в божественном замысле. И может быть её отец, о котором у неё не сохранилось никаких воспоминаний, кроме умения играть на фортепиано одну единственную мелодию, и был ни кем иным как Богом? И ту самую радужную кляксу – Глаз Юпитера – внушил ей именно он. Истинная судьба Кары Трейс остаётся загадкой. Но предсказание о ней сбылось в полной мере: она привела человечество к гибели.
Ли Адамо, позывной “Apollo” закончил так как и жил: никак. Наверное, у него была такая судьба: терять всё что имеешь. Кару Трейс – потерял. Анастасию Дуалу – потерял. Корабль, которым командовал, – потерял. Пост президента – потерял. Друзей – … А были ли у него друзья? Если использовать стандартные шаблоны о “плохих” и “хороших” парнях, то Ли трудно отнести к тем или другим. Роза Розлин довольно точно охарактеризовала его, сказав, что он старается всегда поступать правильно, но не всегда хорошо. Для него конец тоже мог бы быть другим. Он мог бы тоже измениться к лучшему, стать человечнее.
Шеф Тирол и Тори Фостер как оказалось, в прошлой жизни были любовниками. И если возврат к той самой жизни и был невозможен, то и в этой они не получили ничего хорошего. Ничего такого, за что стоило сражаться и умирать. Для них всех, как и для Кэлли, всё могло бы быть по другому. Они могли бы быть не только живы, но и счастливы.
Полковник Сол Тай после того, как он узнал, что он один из последних пяти, стал перед выбором: кто же он человек или машина? На самом деле такой вопрос стоит перед каждым, но для Сола он стал вопросом жизни и смерти. И видимо он так и умрёт не найдя ответа. А ведь поиски ответа на этот вопрос могли бы стать смыслом жизни оставшихся в живых не только сайлонов, но и людей.
Глядя на Элен Тай на протяжении всего сериала, ни за что не подумаешь что в прошлой жизни успешный учёный, главный инженер, обеспечивший возрождение технологии воскрешения, секрет которой тринадцатое племя похитило у богов Коболы. Вместо того, что бы следовать за Розой Розлин в её самоубийственном шествии, она могла бы организовать работы по восстановлению воскрешения. Вместе с воскрешенным Солом, имеющим два глаза, они могли бы начать на самом деле новую жизнь. Вместо этого их ждала унылая участь.
Мне не нравится, как закончили модели №1, №4, №5. После того как была найдена Земля – планета Тринадцатого племени Коболы – противостояние потеряло свою остроту. Более того, вся война сайлонов с сайлонами сделала их более человечными, чем сами люди, чего эти модели, как видно, не заметили. А ведь все вместе с людьми они могли бы добиться очень многого! Хотя это уже выходило за рамки этого сериала, но это, как и кое-что ещё, могло бы послужить основой для продолжения истории.
Остальные модели сайлонов, вроде бы получили по заслугам. “Плохие” сайлоны трагически погибли, а “хорошие” тихо умерли вместе с людьми на Земле обетованной. И для тех и для других конец мог бы быть совсем другой.
Наверное, многие желали смерти Гаю Балтару чуть ли не с первой серии. А в конце его судьба сложилась даже счастливо. Но на самом деле худшего окончания придумать было трудно. Образ Гая Балтара у создателей сериала удался. Вначале он выглядел, возможно, даже омерзительно, хотя не делал ничего такого, чего не сделал бы практически каждый, окажись на его месте. Люди не ангелы, им свойственны как добродетели, так и пороки. Гай Балтар единственный из всех действующих лиц, который существенным образом изменился к лучшему. Тот же самый Ли Адамо не замечал своих пороков, считал себя совершенством, легко осуждавших других.
Практически всё время, особенно в первой половине сериала, Балтар терзался чувством вины за погибшее человечество. На самом деле он, конечно, преувеличивал свою роль в этой трагедии. Имея такой порок как гордыня он легко представил себя как единственного виновника гибели Двенадцати колоний. Но как видно из Истории «Пегаса» агенты сайлонов и без его помощи проникли на военные объекты, успешно устанавливая вредоносные программы и другие устройства.
Обретя веру, Гай Балтар начал избавляться от гордыни и получив прощение, освободился от разрушающего личность чувства вины. Вообще он прошёл трудный путь от убеждённого атеиста до почти не основателя новой религии. Именно “почти”. В какой-то момент он был весьма успешным проповедником новой веры и разоблачения религии лживых богов Коболы. Его проповеди слушали и люди и сайлоны. И внимали. У него появилось немало сторонников, и не только среди экзальтированных женщин. Он бы мог стать настоящим пророком новой веры Единого Бога людей и сайлонов. И эта вера могла бы реально объединить всех. И именно она, а не уговоры Розы Розлин, и не угрозы адмирала Адамо. Однако, создатели сериала почему-то забыли эту сюжетную линию. И Балтар из верующего человека превратился в жалкого манипулятора страстей человеческих. А жаль. Тема единого Бога открывала фантастические перспективы! Либо создатели сериала сами испугались того, куда может завести эта сюжетная линия; либо у них просто не хватило фантазии.
Видение, которое посетило Балтара в руинах Оперы на Коболе, было по-настоящему мистическим и судьбоносным. Как и видения Розы Розлин о той же Опере, Гере и её матери сайлоке. Каприка, живущая в сознании Балтара, говорила, что значение ребёнка людей и сайлонов очень велико и уж конечно не сводится к банальному биологическому выживанию, к которому в итоге всё тихо свелось. Как будто кто-то сверху сказал авторам этой истории: “меньше мистицизма, поменьше возвышенного, эзотерического – больше животного, простого, понятного”. Несмотря на это можно продолжить эту линию, и до конца расшифровать Откровение Оперы.
Гера – ребёнок людей и сайлонов, от рождения обладала удивительными, божественными свойствами. И это не только чудодейственная кровь, которая исцелила Розлин, и которую Гай Балтар назвал священной. Хотя священная кровь – этого уже достаточно (Sang Royal). Гера обладала божественными способностями, но как ребёнок не знала ни добра, ни зла. В зависимости от того, кто её воспитает: люди или сайлоны, она могла бы стать спасением одних и гибелью для других. И только если воспитанием Геры займутся и люди и сайлоны, а именно Гай Балтар и Номер шесть Каприка, могло бы получиться целостное и совершенное существо. Взяв бы только лучшее от людей и сайлонов, которые в свою очередь всё же были созданы по образу и подобию Божьему, Гера стала бы настоящей мессией. И тогда оны бы смогла способной спасти людей и сайлонов объединённых верой в единого Бога, дочерью которого она бы стала. Для этого её бы не составило труда создать новую Землю, где люди и сайлоны жили бы в мире и процветании.
Ещё одна сюжетная линия не получила развития, почему-то была тихо забыта авторами сериала.
Ожидая суда после Новой Каприки Балтар написал книгу, которая неожиданно для него самого стала популярной. Но не среди аристократов вроде Лоры Розлин, которая точно определила огромную опасность этого сочинения. В этой книге Гай Балтар разоблачает несправедливое общественное устройство миров Двенадцати колоний. На первый взгляд демократический политический строй, имеющий все положенные атрибуты: избираемого президента, Кворум, на самом деле утверждает классовое, космографическое, религиозное разделение людей. Такое что, будучи лишёнными доступа к образованию, здравоохранению, не говоря уже про науку и искусства люди вынуждены всю жизнь тяжело работать за кусок хлеба и призрачную надежду на то что их детям повезёт. И это неравенство жестоко утверждается с помощью полицейской и военной силы. А не потому ли тема книги Гая Балтара «Мои триумфы, мои ошибки» была тихо забыта, что такое положение вещей очень сильно напоминает нашу реальность?
Судьба Гая Балтара всё же была главной сюжетной линией. (Хотя с этим не согласятся многочисленные поклонницы Лоры Розлин.) В какой-то момент Гай Балтар осознаёт, что он не виновен в гибели человечества, что в этом был замысел Бога и он, Гай, как и все – часть этого замысла. В то время, как другие видят в этом безмерную трагедию и конец цивилизации, Балтар получил проблеск веры о том, что это не конец, что на самом деле таким образом Бог даёт людям ещё один шанс. Шанс избавиться от несправедливого социального устройства, от лживых религий, которые взращивают сегрегацию, а не объединяют людей. Отказаться от прогнившей политической структуры с её атрибутами и символами. Но человечество продолжает упорствовать в своих заблуждениях, и сайлоны продолжают преследовать его остатки. В итоге люди не смогли ответить на этот вызов и им ничего не оставалось, как тихо умереть на забытой богом планете где-то на окраинах Галактики.
Сейчас человечество стоит перед таким же вызовом, но создали его не сайлоны, а сами люди. И если в самом деле нет никакой альтернативы людей ждёт духовная деградация, культурная смерть и биологической вымирание.
В жизни часто все происходит не так, как надо или хотелось бы а глупо бессмысленно и непоправимо. Почему в фильме должно быть иначе? В этом как раз какая-то честность этого фильма, которую я оценил.
ОтветитьУдалить