Как делается водка. На первый взгляд всё просто: на заводе из зерна делается спирт, потом этот спирт растворяют в воде, разливают по бутылкам и получившаяся смесь и есть водка. Так думают обыватели, и большинство потребителей водки. И в общем-то больше им знать и не требуется. Но на самом деле процесс это намного сложней и запутанней. Что бы это понять надо отметить, что водка это не просто алкогольный напиток, это в первую очередь товар, средство получения денег.
Начнём с того, что на заводах производят водку из уже готового спирта. Спирт делают на других заводах. В частности на Украине производством спирта занимается государственный монополист «Укрспирт». Тогда почему производителей водки так много? Несколько украинских видов водки вошло в TOP мировых брендов водки. А сколько их всего даже сосчитать трудно. И почему цена на водку разная если спирт один?
Всё это можно объяснить только тем, что водка состоит не только из спирта и воды. Кроме этого водка крепко замешана на маркетинге.
Многочисленные рекламные ролики убеждают потребителей что данная конкретная водка особенная: сделанная из каких-то волшебных веществ: воды альпийских ледников или берёзовых бруньков. Очищена на немыслимо дорогом оборудовании, разлита в хрустальные бутылки и закрыта магическими пробками с лазерной защитой. На сколько это соответствует действительности - оставим на совести маркетологов. В одном они не врут - спирт везде одинаковый.
Соответственно эта составляющая вносит свой вклад в конечную стоимость. Свою стоимость вносит и акцизный сбор. Но главная составляющая это торговая марка или бренд.
Разбавленный в воде спирт и разлитый в бутылку это ещё не водка. Водкой это становится тогда, когда на бутылку наклеена этикетка. Именно это магическое действие придаёт жидкости магические свойства. Не вкус или качество, а ту особую составляющую которая определяет долю предпочтения потребителей и место в мировом рейтинге. И тут начинается самое интересное!
Всё это придумано не просто так, а что бы делать деньги. Что бы делать деньги легче, быстрей и незаметней.
Спирт производит монополист и продаёт всем по одинаковой цене. Добавив цену воды и затраты на разлив можно подсчитать стоимость раствора. Но не водки! Государство хочет получить свою долю. Для этого оно придумало акциз и налоги. От акциза не избавиться - без марки бутылку в магазин не отправишь. Но вот с налогами совсем другое дело. В Украине действует закон согласно которому роялти не облагаются налогом. И это работает не только с водкой.
При внимательном рассмотрении оказывается, что мировые украинские бренды совсем не украинские. Например владелец торговой марки «Nemiroff» зарегистрирован в Лихтенштейне, «Хортиця» зарегистрирован на кипрскую компанию ГСХ «Трейдмаркс Лимитед». Хотя водка не единственный пример использования торговой марки для уклонения от налогов и вывоза прибыли. Но пример достаточно показательный. Не просто так водочные торговые марки растут как грибы - благоприятная законодательная почва тому способствует.
Все упомянутые торговые марки принадлежат их владельцам.