Можно смотреть на прошлое по разному. Известные факты из прошлого могут быть осмыслены разным способом. И совсем особенно можно группировать и интегрировать эти факты в попытке получить универсальную стройную концепцию. Можно подумать, что этим и занимается такая наука как история, но это не так. Она должна этим заниматься в идеале. Но что более важнее, это то несмотря на наличие такого института как Наука История каждый может самостоятельно анализировать факты и события старины что получить собственное представление о тенденциях изменения жизни во времени. Тем более время сейчас интересное: не каждый век происходит смена мировоззренческих концепций. Наверное каждый слышал такие слова как постмодернизм, новый мировой порядок, экономика нулевого роста - всё это рабочие названия мировоззренческой концепции идущей на смену Модерну. И это прекрасный повод оглянуться назад и разобраться, а что представляет из себя Модерн, как и когда он появился. Осветив эту тему можно будет лучше понимать современные события.
Историческое развитие можно представлять по разном. Например как последовательность войн, смену монархов и династий. Или как совершенствование производительных сил и производственных отношений от дикости к коммунизму. А ещё можно представить историю как божественное откровение: от Сотворения Мира до Страшного Суда. Как бы не пытаться интерпретировать историю само понятие исторического прогресса возможно только в рамках Модерна. Верите или нет, но до того как Модерн стал господствующим мировоззрением никакого исторического прогресса не было. Кроме этого существует ещё несколько мировоззренческих концепций, которые кажутся вечными и естественными истинами, но на самом деле они целиком и полностью являются продуктом Модерна и существуют только в его пространстве. И идея исторического прогресса одна из самых фундаментальных. В двадцатом веке эта идея известна как научно-технический прогресс. Сейчас никто не сомневается в том что этот так называемый прогресс существует. Более того, многие уверены, что ощущают его действие на себе, и даже участвуют в нём. Но иллюзорность этого прогресса становится хорошо заметной стоит только выйти за пределы мировоззрения Модерна.
Когда и как появился Модерн точно сказать невозможно. Он появился не в один день и не везде сразу. Случайно ли, что его появление совпадает с зарождением капиталистических отношений, протестантскими революциями и появлением науки нового типа? Что послужило первопричиной: капитализм, научная или духовная деятельность? Как бы там ни было все эти три источника и сформировали Модерн.
сейчас над проектом Нового Мирового Порядка работают научно-исследовательские институты. В тишине и обособленности технопарков формируются концепции и разрабатываются методы построения Нового Мира, Дивного Нового мира. Но тогда, в XVII веке, всего этого не было. Не было технологий промывки мозгов, не было экономических теорий, науки психологии не существовало, средства пропаганды были самыми примитивными. И это тем более возвышает людей, которые воздвигли Модерн. Были ли у них долгосрочный план или они действовали интуитивно? Была ли у них единая организация или они работали в конкурентной борьбе? Но так или иначе у них получилось!
Обозначенные выше три составляющие Модерна очень сильно взаимосвязаны и собственно выделение их в отдельные понятия весьма условно. Это несколько упрощает понимание: человеку свойственно разделать сложное на какие-то составляющие, даже если эти составляющие существуют только в его воображении. Кажется, что так проще понять сложные вещи. Попробуем применить этот метод.
Современная наука это строительный кран при помощи которого было построено здание Модерна. Но и сам кран стоит на этом здании, он вырос вместе с ним. Наука это одновременно и детище Модерна и инструмент которым Модерн строит рамки окружающей реальности.
Можно проследить как зарождалась эта наука. Обозначить её основные отличия от науки предыдущей эпохи. Эти отличия разительны и прямо противоположны. Возникает вопрос: почему вдруг деятельность человека по познанию и моделированию мира в его представлении так резко изменилась за очень короткий исторический период?
Какие были науки до Модерна: алхимия да астрология, теология и философия: науки оккультные либо схоластические. Теология и философия не предполагала производство каких-то открытий, но науки оккультные пытались нечто найти. Научная деятельность до Модерна была несколько отличной от той, какая практикуется сейчас. Знания передавалось от учителя к ученику после тщательного отбора и соответствующего посвящения. Оккультные учёные не хвастались своими регалиями, не присваивали себе званий и титулов. Наоборот, они скрывали свои открытия. Учёные не гонялись за обманчивой славой и мнимой популярностью, но хотели найти ответы на вопросы, которые не давали им покоя. Вопросы о Бытие и Смысле. О Божественном Замысле и истинном месте человека в нём. И вдруг наука резко изменилась: открытия не просто перестали скрываться, но началось всемирное соревнование кто первым опубликует какую-нибудь новую научную истину. В кратчайший срок был создан Институт науки - явление ранее невиданное. Началось с королевских академий. Не понятно чего там было больше учёных политиков или политиков-учёных. Очень быстро научный вопрос стал вопросом политическим, государственным. В этом уже можно заметить намёк на разгадку, объясняющую новый статус познавательной деятельности, или точнее, возникновение собственно науки.
Наука стала вырабатывать продукт, который был очень востребован в зарождающемся обществе. И продукт этот не новые знания и технические открытия - это появилось позже, как прикрытие основной задачи науки Модерна. В первую очередь наука должны была оправдывать новые реальности в человеческих отношениях.
Главным изобретением науки стала идея прогресса. Во-первых эта идея оправдывала существование самой науки, а во-вторых и в главном она оправдывала грандиозный процесс покорения мира. Очень быстро идея прогресса стала главным моральным и этическим постулатом. Всё, что способствует прогрессу, являлось приемлемым, допустимым, правильным, ассоциировалось с метафизическим архетипом добра. Всё что препятствовало прогрессу являлось недопустимым, вредным, аморальным и злым. средневековый учёный сто раз подумал бы над изобретением атомной бомбы. И скорей всего изобретение это скрыл, посчитав его аморальным. Но перед учёными Модерна такой проблемы не стоит: атомная бомба способствует прогрессу? Ещё как!
Но идея прогресса не ограничилась технической стороной. Эта идея была использована для научного оправдания идеи о превосходстве одних народов над другими. Развитые и прогрессивные народы должны были нести свет цивилизации и прогресса диким и отсталым народам. Если такие народы оказывали сопротивление, то тут наступала очередь за техническими достижения науки модерна: пушками, пулемётами, канонерками, ракетами и авианосцами. Всё это делалось не ради обогащения нескольких семей, а ради прогресса! С другой стороны ради того же прогресса строился социалистический лагерь. Оказалось что коммунистические идеи удобно вписываются в мировоззрение Модерна.
Очень кстати появилась эволюционная теория Дарвина. Она решала несколько основных задач и потому получила широкое распространение. Во-первых она обобщала идею прогресса на тот период, когда человека ещё не было. Это должно было окончательно убедить всех, что прогресс это не иллюзия, а фундаментальный закон природы. Во-вторых теория Дарвина оправдывала неравенства между людьми и главное: оправдывала любые силовые действия как отдельных людей так и целых государств. И наконец это был удар по религии. Религию надо было окончательно добить, так как она ещё оставалась авторитетом в моральных и нравственных вопросах.
Именно с целью устранить авторитет религии в нравственных вопросах была разработана доктрина противопоставления науки и религии. На самом деле противоречий между религией и наукой до Модерна не было никаких. Более того, чаще всего жрецы чаще всего и были самыми образованными людьми. Христианство тоже никогда против науки не выступало. Наоборот, в средние века монастыри и аббатства были сосредоточением научной мысли. И первые европейские университеты появились при религиозных институтах. Самым ярким бриллиантом в мифе о борьбе религии и науки служит, конечно, миф о Галилео Галилее. Каждый школьник, даже прогулявший уроки истории, знает что якобы сказанные Галлием слова «А всё таки она вертится!». Между тем истинную историю при желании найти не трудно. Но никому это не придёт в голову, потому что люди уверены, что это и есть единственная из возможных правда.
Но всё же самой главной идеей Модерна является постулат о том что всё продаётся и всё покупается, всё имеет свою цену, и за всё надо платить. Сейчас люди уверены что так было всегда. Но это не так. Даже сейчас можно найти свидетельства того, что есть нечто, что не продаётся. Например честь или доброе имя. А ведь раньше ради этого люди шли на смерть. Но у людей модерна это вызывает непонимание или смех. Наука и искусство Модерна постарались, что бы люди считали серьёзными только товар-денежные отношения. А такие абстракции как Честь, Верность, Долг утратили свой истинный смысл. Что для современного человека значит слово долг? Какие ассоциации вызывает это слово? В первую очередь долг по кредитам, потом какие-то другие денежные обязательства. А ведь изначально это слово обозначало совсем другие отношения.
Мировоззрение Модерна сформировалось не за один год и не за десятилетие. Это был долгий, но целенаправленный процесс. И теперь видя его результаты можно восхититься этой величественной эпохе и людям её создавшей.
В своё время Модерн появился как вызов в конкурентной борьбе. Это была созданная искусственно среда обитания социума. Общества, которые смогли раньше других переместиться в эту среду обитания получили огромные преимущества над остальными. В результате маленькие по численности населения и бедные природными ресурсами они смогли колонизировать и заставить работать на себя весь мир. Но ничто не вечно, и Модерн тоже. На смену ему идёт что-то новое, условно названное постмодерн. Но идёт оно не само по себе, его внедряют те силы, которые благодаря новому мировоззрению планируют создать для себя преимущества в конкурентной борьбе за природные ресурсы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий