Вещь Хайдеггера

Если для Канта вещь-в-себе загадка, ставящая предел чувственно-рациональному восприятию, то Хайдеггер замечает, что даже сама вещь ускользает от нашего восприятия. В качестве примера такой вещи Хайдеггер рассматривает чашу. Не буду пересказывать его лекцию и не буду давать оценку. Каждый должен сделать это сам, и я уверен, что каждый найдёт в этом что-то своё. Намекну, что через такую вещь как чаша Хайдеггре выходит к существованию Неба и Земли, смертных и богов.

Позволю только обратить внимание на стиль и форму представления. Вот несколько цитат:

Что такое чаша? Мы говорим ёмкость, нечто вмещающие в себя что-то другое. Приемлющее в чаше – дно и стенки. Это приемлющее можно в свою очередь взять за ручку. В качестве ёмкости чаша есть нечто такое, что стоит само по себе. Самостояние характеризует чашу как нечто самостоятельное. В качестве самостоятельного чаша отличается от предмета. Вещественность вещи однако не заключается в её представленной предметности, и не поддаётся определению через предметность предмета вообще.

Я попытался представить себя студентом Баварской академии на лекции Хайдеггера: каково было сдавать экзамен? Представьте себе предметность предмета. Студентам ничего не оставалось как до экзамена достигнуть положительного самадхи.

Но это только начало! Читаем дальше:

Чаша не есть вещь ни в смысле res, в понимании римлян, ни в смысле ens в средневековой трактовке, ни тем более в смысле предмета, как его представляет Новое время. Чаша есть вещь, поскольку она веществует.

Каково! Вот вам тема для медитации: как именно веществует вешь в своём веществлении?

И наконец:

Приемлющее в чаше – дно и стенки. Но разве наполняя чашу вином мы льём его в дно и в стенки? Стенки и дно – конечно, непроницаемое в ёмкости, только непроницаемое – это ещё не вмещающее. Когда мы наполняем чашу мы льём до полноты в пустую чашу. Пустота – вот вмещающее в ёмкости. Пустота это Ничто в чаше, есть то, чем является чаша как приемлющая ёмкость.
Ну вот, а кто-то говорит, что на Западе не знаком дзен!

6 комментариев:

  1. Заметьте, что этот, как вы говорите «дзен» Хайдеггер не перенял с востока. Его способ философствования – это возврат к до-платоновской философии, а конкретно – к Гераклиту. Только если Гераклит останавливается перед «текущей рекой», Хайдеггер входит в нее и плывет по течению. Веками, от Парменида начиная, философы были уверены, что не-сущего нет. Хайдеггер в сумме первый, кто его «увидел».

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный05 июня, 2006

    Я столько не выпью....

    ОтветитьУдалить
  3. Рассуждения этого Хайдеггера отдают какой-то примитивщиной - это следствие перевода, или там всё так?

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный17 ноября, 2006

    Дисциплина Духа есть Свобода,
    За Свободную Волю ответственность нужно принять.
    Пускай же не мельчает мышление народа
    Как не подобает Мастеру дешёвая печать.

    Но Печать та Драгоценная была и у Эно,
    Шестого Патриарха мы чествуем давно,
    Где мудрость с медитацией он нам преподавал,
    Где ЧАШКА та разбилась в честь Будд и Бодхисаттв.

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный17 ноября, 2006

    Бывает Дзэна юмор Вселенски прям и прост,
    Тех копий собирает гордыни целый воз,
    Здесь нет самообмана и нет тоски мирской,
    Как будто веселились монахи над Судьбой.

    И смерти не признали – иллюзий тех конец,
    И медитации срывали ту Самость давних лет,
    На голове тут умирали эксцентричность возлюбя,
    Иначе не искали здесь Истины всегда.

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный17 ноября, 2006

    Однажды к Дзэн-монаху пришёл мирянин-Гость,
    Сказал: «Прошу Вас, Покажите сияние Миров»
    На что Монах с опаской ответил в след ему:
    «Такого разгильдяя всю жизнь я не пойму,
    Миры уж приходили в сиянии Людей
    Учителя являлись в сознании людей.»

    ОтветитьУдалить

Related Posts with Thumbnails