Уникальное место, единственно реальное в то время как все остальные миры только его Тени. Амбер. С первых глав книги Р. Желязны волшебный и легендарный Амбер представляется неимоверно величественным, прекрасным, вожделенным, вызывающим смертельные муки души у того, кто лишён его присутствия. Только здесь доступен истинный источник славы и величия, способный утолить тайную жажду существования. Одно только это слово вызывает тоску, которую не прогнать всем радостям Теней. Одно только это слово наполняет душу тайным трепетом приближения к великому.
Это истинный Амбер. Но дальнейшее повествование заменяет его на другой Амбер. Блеск Амбера оборачивается мишурой и обманом. За мрамором проступает глина, за величием скрывается тщеславие, за славой – обман.
Из всех хроник Амбера можно составить примерный план дворца в Амбере – центра мироздания. Самая главная часть – это спрятанная в глубине подземелий тайная пещера с неким существом – Паттерн, выглядящий как Огненный Путь. Ещё в этих подземельях есть темницы для королевских узников. Во дворец ведёт очень длинная винтовая лестница. Сам же дворец состоит из библиотеки, тронного зала, Зеркального коридора, оружейной, комнат жильцов и кухни. На кухне можно остановиться подробней. Главные герои по ходу повествования испытывают голод, но утоляют его самой простой пищей, которая больше подходит к столу батрака нежели принца. Более того, они же сами и готовят! Можете представить себе даже не принца Амбера, а какого-нибудь барона или баронессу на Теневой Земле, которая стояла бы у плиты и жарила яичницу? Д'Артаньян даже бароном не был, а слуга у него был. Более того, этикет не позволял герцогам и принцам появляться на публике без многочисленной свиты. Свиты в Амбере нет. Как и слуг, поваров и лакеев. Не представляю себе королевский дворец без этого. Стражники в Амбере встречаются, правда от них нет никакой пользы, так как во дворец можно практически беспрепятственно проникнуть с помощью магии.
Характерный момент когда принцы и принцессы собрались в узком семейном кругу, что бы с помощью волшебных карт вытащить своего братца из за заключения. И вот после этого принцессы делают бутерброды и бегают за лекарствами вместо того, что бы сделать самую элементарную для принцев вещь: позвать слуг. Создаётся впечатление что королевская семья Амбера на самом деле среднеамериканская семейка уровня Симпсонов, нет и следа присутствия аристократизма.
Такое впечатление, что Желязны рисовал Янтарный дворец по образу американского мотеля. Конечно, такое более ближе и понятней американскому читателю, который никогда не видел Лувра или Версаля. Для сравнения, читая А. Дюма Лувр предстаёт как древний, величественный центр сосредоточения страстей и власти, а не просто как набор комнат и коридоров.
Но кроме этого Амбер не выглядит и как центр мироздания. Стены комнат украшают картины и гобелены художников Теневой Земли, придворных шут отправляется на Теневую Землю за новыми шутками и вдохновением, принцессы Амбера посещают теневую Землю ради любовных авантюр, а принцы получают там образование. А ведь на самом деле всё должно быть наоборот: Амбер должен служить источником вдохновения для художников и поэтов Земли, они должны вечно страдать в поисках истинного искусства. Блеск Янтарного дворца должен затмевать все огни Лас-Вегасов. А Беркли и Принстон всего лишь жалкая тень мудрости философов и правителей Амбера.
Смешной мальчишка ;)
ОтветитьУдалитьКогда ты читаешь "и тут появилась фея" - то всегда пытаешься выяснить, откуда и как она появилась? Приехала в карете, сконденсировалась в воздухе, была в голубом или зелёном?
На то они и принцы Амбера, чтобы не жить по правилам ;)
Начало хорошо написано, а вот потом...
ОтветитьУдалитьвсе упирается в сроки жизни. Проживи тыщу лет и пожарить яичницу/почистить картошку/порезать хлеб будет тебе за счастье. Они ведь там все ищут новые впечатления, переживания. Из-за этого они уходят в Тени.
Про Симпсонов... А перед кем им выпендриваться, им - самым главным в мире? Вот поэтому они и сама простота.
И про последний абзац: никогда не приходилось смотреть на себя в зеркало, чтобы (ну хотя бы) прическу поправить?
С одной стороны можно подумать что всё правильно сказано, нет на свете принцев которые бы делали всё сами и не прибегали к помощи других людей, но это в нашем свете и наши принцы. Когда ты живёшь многие лета, свойственный "пафос" голубым кровям уже не имеет значения, это попросту наскучило. Многие моменты книги прописаны именно с применением этого, столь несвойственного царским особам способа, но не стоит забывать и упускать немаловажный момент (который автор этой "разгромной"статьи просто пропустил или, если хотите, незаметил), слуги там имелись, просто о них не всегда писалось, дабы не наскучить читателю столь мелкими подробностями. Вспомним хотя бы момент когда Бенедикт чуть не убил Корвина из-за того, что подумал что именно он убил его СЛУГ. Это один из моментов, остальные напоминать не буду, дабы их слишком много. И на последок хочу напомнить, они все воины, а это означает поле брани где нет слуг, не поверите, но это стимулирует приготовлению обеда в одиночку. На этом откланяюсь, спасибо за внимание.
ОтветитьУдалить